Легенда о чау-чау.
Чау-чау существуют более двух тысячелетий. Это подтверждается археологическими находками. Поэтому, делать умное лицо и объявлять себя знатоком истории происхождения породы бессмысленно. А те, кто именно так и поступает, выглядят круглыми дураками. Однако, во многих изданиях публикуются материалы, написанные какими-то людьми, претендующими на истину в последней инстанции. Я на столь высокие вершины замахиваться не стану, а просто расскажу легенду.
Тибет уже многие столетия является пристанищем буддийских монахов. Монастыри располагались в труднодоступных местах, куда добраться можно было с большим трудом, горными тропами и не во всякое время года. Сами монастыри представляли собой нечто вроде крепостей, т.е. – окруженную стеной группу построек, соединенных между собой крытыми переходами. Такое архитектурное решение было продиктовано суровыми природными условиями. В монастырях царил холод и полумрак.
Откуда взялись в монастырях чау-чау, и от кого, вообще, произошли эти уникальные собаки с фиолетовым языком – никому не известно. Зато известно и подтверждено генетическими исследованиями, что родоначальниками чау-чау всех окрасов были черные собаки. Именно они и жили в монастырях, будучи полноправными членами сообщества «люди-собаки». Лохматые, спокойные и удивительно интеллектуальные чау-чау считались неким проводником божественной энергии и, есть такое предположение, занимали не последнее место в монастырской иерархии.
Размножение чау в замкнутом кругу давало, иногда, удивительные результаты – на свет появлялись собаки голубого окраса. Есть предположение, что какую-то роль в развитии популяции голубых чау сыграло, также, недостаточное освещение в монастырях.
Голубые чау-чау окружались большим почетом. Считалось, что чау голубого окраса – элита породы.
Естественно, монастыри существовали не в вакууме. В предгорьях Тибета было множество деревень, жители которых вели с монастырями торговлю; приходили паломники; да и сами монахи не сидели на месте. И всюду людей сопровождали собаки. Смешение кровей монастырских чау с собаками предгорий дало начало рыжим чауобразным собакам, а стремление крестьян сохранить крови монастырских собак позволяет нам сейчас уверенно говорить о рыжих чау-чау не как об отдельной породной группе, а как о полноценных чау-чау.
Чау-чау высоко ценились в Тибетских поселениях. Зажиточность хозяина определялась количеством живущих у него чау. Впрочем, нельзя сказать, что чау занимали положение неких божественных животных. Жизнь крестьянина в предгорьях была тяжелой, и его собаки разделяли с хозяином все трудности и лишения в полной мере.
Как и все лайки, чау – собака-универсал. Они способны охотиться, транспортировать грузы, охранять дом… И все эти способности находили своё применение.
Не будем идеализировать прошлое и закрывать глаза на объективную реальность: часть поголовья чау (возможно – отбраковка, в может, просто – лишние собаки) выращивалась как скот. От них получали мясо и шкуры.
Тем не менее, для тибетских буддистов, чау-чау, и по сей день, отнюдь не простая собака. А человек, сопровождаемый чау-чау, априори – уважаемый человек.